Святой преподобный Варлаам Важский

О заслугах и значении св. угодника Варлаама в деле распространения христианского просвещения в при-Важском крае, а отчасти по Северной Двине, и в деле церковного строительства в этом крае предоставляем судить специалистам по Русской Церковной Истории. Мы не можем здесь не упомянуть, что и доселе в том крае живо сохраняется между местными жителями память о св. угоднике; народ помнит и свято чтит его память и посещает не только бывшую обитель, им устроенную и в последствии обращенную в сельский Богословский приход, а равно и церкви, в разных местах им поставленные и доныне существующие, (храм Рождества Христова на Хаманеве, храм Рождества Богородицы на Усть-Пуе и храм Рождества Иоанна Предтечи на Леди), но и все в самых диких и непроходимых местах и лесах урочища, где святой угодник или проходил или молился или отдыхал, и где и поныне сохранились или колодцы или кресты или часовенки, освященные его именем и благоговейной памятью народной об его благотворной здесь деятельности. И это все со времен XV века, когда св. просветитель и «кормилец» этого народа здесь проходил свою обильную святыми подвигами и благотворениями земную жизнь.

Варлаам Важский

Об этой жизни его почерпаем сведения из книги «Русские святые, чтимые всею церковью или местно, сочинение Филарета, архиепископа Черниговскаго, месяц июнь». «Преподобный Варлаам был в мире лицом весьма значительным. Это быль новгородский посадник Василий Степанович Своеземцев, человек весьма богатый и уважаемый великими князьями. Древний повествователь пишет о нем: посадник Василий по наследству (из отчества) владел Заволочьем; река Вага со всеми ее окрестностями была в его владении. По другим сведениям дед Василия Степановича, Василий Матвеевич, Своеземцев, новгородский посадник, по купчей крепости 1315 г. приобрел у Чудских старшин Азиса Харитолиза (Харитония), Родда (Иродиона) и Игнатца (Игнатия) земли Шенкурские до ростовских границ за 20000 белок и за 10 руб. Так образовалась на р. Ваге боярщина Васильевская или земли боярина Василия. Потом явились на Ваге 12 других боярщин, но Васильевская была самая обширная и богатая. Своеземцевы завели первые на Ваге хлебопашество; до того времени Чудь (аборигены Архангельской губ.) питалась ловлею зверей, птиц и рыбы. Василий Степанович более чем отец и дед употреблял огромные средства свои для пользы дикой страны и особенно употреблял меры для нравственного образования жителей ее. Живя сам в Новгороде, насылал он в Заволочье управителей, а по временам и сам бывал на Ваге для личных распоряжений и для надзора за употреблением доверенных. Он любил Вагу; по этой любви построил он в Заволочье, на горе, над р. Вагою, городок, назвав его Пинежским городком, как поставленный над р. Пинежкою. Пинежка впадает в р. Вагу в 16 верстах ниже г. Шенкурска (Архангельской губ.). В Новгороде Василий начальствовал честно и ненавидел худое, он был питателем сирот, одеждою нагим, врачом больных, в доме его находили себе покой все странники. Особенно же расточал он благотворения свои на любимой Ваге. Еще задолго до переселения своего из шумного Новгорода в любимый Важский край он основал, в 1444 г., на Ваге иноческую обитель в честь евангелиста Иоанна. Василий Степанович поступил сам в Богословскую обитель и жил здесь как самый строгий инок до кончины своей, приняв в монашестве имя Варлаама. В 1552 году случился большой разлив реки Ваги. Тогда открылось много гробов, в том числе и гроб блаженного Варлаама. Игумен Герасим с братиею перенесли гроб блаженного и положили близь нового храма. Тогда увидели, что мощи блаженного совершенно целы, даже иноческие одежды его и гроб не истлели, тогда как в другом гробе современном увидали прах. Мощи преподобного Варлаама свидетельствованы в 1630 г. Новгородским митрополитом Киприяном. Тогда же сделано распоряжение о праздновании памяти преп. Варлааму (19 июня), и в его имя построен был придельный храм. Ныне мощи его почивают в бывшей монастырской, а с 1764 г., приходской – Богословской церкви. В день кончины преподобного июня 19 ежегодно бывает крестный ход из г. Шенкурска на место покоя пр. Варлаама». Православным остается пожалеть, что обитель преп. Варлаама упразднена. Она служила в свое время житницей, из которой в старину пособие на прокормление бедных крестьян, страдающих од голода нередко в том крае, раздавалось щедрою рукою в воспоминание добродетельного основателя этой обители, но главным образом приходится скорбеть о том, что с упразднением сей обители православное население Важского и по-двинского края лишилось оплота против раскола, весьма распространенного в этой местности (наиболее Федосеевцы). Тем не менее Божественный промысел в лице св. угодника своего и поныне хранит тамошнее население, по преимуществу крестьянское, от того нравственного растления и всякого рода пороков, чем страдает это население в других местностях России. Крестьяне той местности несравненно вообще честнее и порядочнее в своем быту, чем крестьяне других местностей, семейные нравы у них чище и устойчивее, в общежитии, в отношении соблюдения прав собственности чужой тамошние крестьяне положительно идеально честны: воровства у них почти неслышно, конокрадство им неизвестно, договоры они исполняют строго, к страннику и дорожному, слабому и беспомощному великодушны в истинно-христианском смысле, трудолюбивы и самоотверженны по примеру своего незабвенного св. учителя и подвижника любви преподобного Варлаама. Молитвами его бережется этот непочатый уголок отдаленного севера России.

Из «Житие Преподобного Варлаама Важеского» опубликованного А. Григоровичем в 1887 году.

Крестный ход на Пинежку 2 июля 2012 года

Лучший повод чтобы побывать на Пинежке, это принять участие в крестном ходе который ежегодно проходит 2 июля отправляясь из Шенкурска. Также вы можете забронировать событийный паломнический тур, в который входит участие в крестном ходе.


Новости Шенкурья:

Объявлено о проведении новых мероприятий летом 2017 год

  Ассоциация, События 

Встреча представителей сельского туризма с «АРТА»

  Ассоциация 

Определены даты фестиваля «Вереница-2017»

  Ассоциация, События 





Туристическая ассоциация Шенкурского района «Шенкурье»
Перейти на страницу ассоциации

* - купить тур или забронировать тур, означает оплату товаров и услуг
в соответствии с налоговым режимом предоставившего данный товар или услугу.
Например, купить тур может означать съем жилого помещения или
приобретение продуктов подсобного хозяйства
у физического лица.
** - информация о турпродуктах носит ознакомительный характер,
сформированные туры и экскурсии могут быть приобретены
исключительно через туроператоров.
*** - дополнительные условия проживания заблаговременно оговариваются
с хозяевами гостевого дома и включаются в стоимость
аренды жилого помещения.